О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
    Главная     Маршруты     Карты     Библиотека     Фотографии     Гостевая     Ссылки     Пишите

Александр Гайко, alexg@soyuzgofra.ru

МАЛАЙ-БОГАЗ

«Малай-Богаз» – это проход на плато Ай-Петри несколько западнее вершины, ближе к Алупке. Местные часто по ошибке называют этот проход «Малый Богаз», а в последнее время также употребляется и название «Алупка-Богаз».

Место, где проходит тропа через Малай-Богаз, хорошо просматривается из очень многих точек в Алупке. Вот, например, фотография, которая снята со Старого Севастопольского шоссе в районе Слободки". Вверх, почти к самой кромке плато, поднимается зеленый треугольник леса. От этого треугольника направо ответвляется узкая лесная полоска (фото 2, отмечена стрелкой). Здесь и проходит тропа.

Тропа через «Малай-Богаз» очень крутая. Извиваясь «мелким бесом», она штурмует 60-градусный склон. В народе эта тропа известна также как «лобовая». Как бы то ни было, она вполне проходима, хотя местами – не без помощи рук. На маршруте имеется два почти нечитаемых участка, а в одном месте – «сыпуха», образованная мелким щебнем. После дождей верхняя часть тропы очень скользкая, поэтому ходить по ней лучше в сухую погоду.

Первый раз мы пойдем по этой тропе на спуск, прямо от верхней станции канатной дороги.

См. Карту к описанию

См. Фото с обозначениями

На спуск

Найти начало тропы сверху не просто, а очень просто. Туда катают на лошадях, хотя катают и не только туда. Проходим сквозь «Курултай», «Шалман» или как его лучше назвать, и выходим на грунтовку, которая идет на запад, в сторону бывшей воинской части.
Метров через 300-400 грунтовка временно раздваивается, а затем вновь соединяется. Нам надо пройти по левому ответвлению. Немного не доходя до того места, где грунтовка соединяется вновь, мы увидим очень заметную конную тропу, которая отходит от грунтовки налево-наиcкосок, «по шерсти», в сторону кромки плато. Тропа почти прямо проходит сквозь лиственный лес и выводит на открытое место к обрыву как раз там, где начинается тропа.

Фото 3.Здесь начинается долгий и трудный спуск.

В этом месте можно задержаться. Виды на побережье не менее захватывающие, чем с зубцов, народу почти никого. Можно побыть какое-то время наедине с природой. При желании можно пройти на подъем в сторону зубцов и забраться на возвышение, которое из Алупки выглядит как большой полукруглый «горб» немного западнее вершины.
Ну а теперь – вниз. Самое начало спуска происходит по большой естественной каменной лестнице, у которой ступени образованы скалами. В конце этой природной лестницы тропа выходит на открытый участок, от которого до края высоченного обрыва всего несколько метров.

Открытый участок достаточно короткий (фото 4). Тропа ныряет в лиственные заросли и устремляется круто вниз. Далее нас ждет затяжной спуск: сначала в лиственном лесу, затем – в сосновом.

Через какое-то время, еще на достаточно большой высоте к нашей тропе сверху-справа примкнет еще одна тропка. Это ответвление, которое идет в сторону вершины «лесного» треугольника. Там выхода на плато практически нет, по крайней мере, в одиночку. Поэтому встречные граждане, идущие на подъем, должны в этом месте взять правее, в соответствии со стрелкой, нацарапанной на камне.

Пройдена примерно треть крутого спуска. Дальнейшее движение проходит в слабых надеждах, что тропа наконец-то «успокоится». Короткие «успокоения» действительно бывают, после чего крутизна нарастает с новой силой. С трудом проходим участок «сыпухи» из мелкого щебня, который набивается в открытую обувь.

До конца крутого спуска остается немного. Мы даже и не заметили, как лиственный лес постепенно превратился в сосновый. И вот первый участок, где тропа практически не читается. Частый булыжник, между булыжниками – хвоя. Здесь видны следы привала и испорченный кусок водопроводной трубы, которая торчит из малюсенького колодца. В этом месте следует остановиться ненадолго, затем сделать небольшой круг по краю булыжников, чтобы найти продолжение тропы. Главное, не спешить, и мы увидим, как от этого места на юго-восток, в сторону Крестовой горы, уходит хорошая прямая тропка с небольшим уклоном вниз. Все. Крутой спуск закончен.

Очень скоро мы увидим ответвление от тропы направо. Если мы продолжим движение прямо, то обойдем с тыла Крестовую гору и в конце-концов выйдем к Хаста-Башу. Но нам надо в Алупку, поэтому сворачиваем именно на правую тропку.
Практически сразу попадаем на горизонтальный участок, где кроме здоровых стройных сосен ничего нет. Травы тоже практически нет, все усыпано толстым слоем хвои. Здесь тропка опять «исчезает». Только опытный глаз может ее угадать по слегка примятой хвое. Пологое место заканчивается, несколько метров крутого спуска, и мы попали на просеку (фото 5). А просека выводит на грунтовку.

Фото 6.Камень со стрелкой

Грунтовка выходит с юго-запада, со стороны Алупки, заканчивает в этом месте подъем и делает поворот на спуск в сторону юго-востока, где Хаста-Баш. Около развилки стоит здоровый камень. На нем нарисована голубой краской стрелка для тех, кто пойдет на Малай-Богаз снизу.
Дальнейший путь вниз по грунтовке трудностей не вызывает. Мимо трассы «Ялта-Севастополь» промахнуться невозможно. Грунтовка делает достаточно большие петли, которые спрямляются вполне понятными «сократами». И вот мы на трассе, прямо над центром Алупки.

Фото 7.Здесь снимали заключительные кадры «Кавказской пленницы». Немного левее вершины Ай-Петри виден «горб», а еще левее – Малай Богаз.

В Алупку можно попасть двумя путями. Можно двигаться в на восток, в сторону Крестовой горы. Немного не доходя Крестовой круто вниз уходит узенькая асфальтированная дорога. Она выведет к остановке «Пожарка» на Старом Севастопольском шоссе.
Можно идти на запад, в сторону Симеиза. Примерно через полкилометра выйдем на перекресток со Старым Севастопольским шоссе, по Старому шоссе движемся вниз и попадаем на Слободку.

На подъем

На подъем описание дать гораздо сложнее. В лесу проходит достаточно густая сеть грунтовок и просек, и можно очень легко свернуть не туда. Все же попробую дать некоторые ориентиры.

Если идти на Малай-Богаз со стороны Алупки, то в первую очередь надо выйти на перекресток, где Старое Севастопольское шоссе пересекает новую трассу «Ялта-Севастополь». Старое шоссе найти очень легко. Оно проходит через всю Алупку с востока на запад и выводит к нужному месту сразу же за Слободкой немного не доходя «Новых домов».

Выйдя на перекресток, сворачиваем на трассу на восток, в сторону Ялты, и продолжаем движение по тротуару по правой стороне трассы, ближе к морю. Трасса сначала делает плавный поворот налево, затем направо. Сразу за правым поворотом (с противоположной стороны трассы) видим начало грунтовки с асфальтом на первых двадцати метрах, которая уходит в горы. По этой грунтовке можно выйти на Шанхайскую тропу, а мы идем дальше, любуясь Алупкой. На короткое время трасса «вгрызается» в холм, а затем опять начинается открытое место с алупкинской панорамой. Здесь тротуар отходит от трассы за небольшой газончик. Это – что-то типа смотровой площадки.

А в аккурат напротив этой площадки с другой стороны трассы «по шерсти» вверх и на восток уходит грунтовка. Это место видно на фотографии. Мужика, торгующего луком, и его автомобиль, придется мысленно исключить. Здесь начинается грунтовка, идущая в «тыл» Крестовой горы. Она и выведет к началу тропы через «Малай-Богаз».

В начале грунтовки будет симпатичный родничок. Вскоре грунтовка сделает крутой вираж на запад и наконец повернет прямо к подножию. На этом участке нередко будут попадаться кизиловые деревья, а по левую руку будет длинный пологий овраг. Овраг еще довольно долго будет нас сопровождать, но через какое-то время мы начнем от него отдаляться.
Грунтовка иногда описывает весьма продолжительные дугообразные виражи, которые выпирают в сторону Ялты, и которые можно срезать по «сократам». Очень плавно общее направление меняется на северо-восточное. На сомнительных развилках, на которых обе дороги идут в сторону подножия, лучше держаться правее. Перекресток пересекаем по прямой, ответвления откровенно на восток и вниз – игнорируем. На фотографиях показаны ряд развилок, которые проходятся при подъеме.

Фото 9.Здесь берем правее

Фото 10.Перекресток проходим прямо

Здесь грунтовка уже окончательно приняла северо-восточное направление. Но вот подъем заканчивается, грунтовка поворачивает вниз, на юго-запад, в «тыл» Крестовой горе. В этом месте строго к подножию от нее и ответвляется просека, в начале которой стоит маркированный камень(см.фото камень с маркером). Вот он, путь на Малай-Богаз.Здесь опять берем левее.

Дальше все понятно. Надо только не забыть, что уже на достаточно большой высоте тропка будет раздваиваться. Здесь надо взять правее, чтобы попасть в узкую полоску леса, тянущуюся до самого плато.