О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
    Главная     Маршруты     Карты     Библиотека     Фотографии     Гостевая     Ссылки     Пишите    

Александр Гайко, alexg@soyuzgofra.ru

ШАНХАЙСКАЯ ТРОПА

Можно, конечно, воспользоваться канаткой. Но в очереди на жаре стоять... Не лучше ли пойти пешком и получить гораздо больше удовольствия? Единственная проблема - лесники. К местным они относятся лояльно, но закосить под местного не удастся, расколют моментом. Чтобы облегчить разговор с ними, советую не брать с собой никаких спичек и зажигалок. И сигарет. В горах совершенно спокойно можно обойтись без курева. Стоит взять только воду из расчета литр на человека и теплые вещи. Обувь должна быть только на резиновой подошве. Итак, вперед.

Реконгсцинировка на местности. Из многих точек Алупки хорошо просматривается огромная скала Шаан-Кая. В некоторых источниках ее называют Шан-Кая или даже Нишан-Кая. Местные чаще кличут эту скалу более благозвучным для русского уха, словом Шанхай. Если посмотреть на отвесную стену массива Ай-Петри над Алупкой и скользить взглядом налево, в сторону Симеиза, видно, что скалистая стена спадает вниз и заканчивается. А дальше к западу она превращается в лесистую гору. Понятно, что если где-либо и есть тропа на плато, то, скорее всего именно там.
Прямо под этой горой стоит огромная скала-отторженец, по форме напоминающая верблюжий горб. Южный склон этой скалы отвесный (даже более чем отвесный, там отрицательный уклон). Северный и восточный склоны - пологие и лесистые. Это и есть Шаан-Кая, а тропы, ведущие на плато, обходят ее слева и справа. Теперь ясно, в какую сторону двигаться.

Найти начало нужной грунтовки в лес. Если вы находитесь в центре Алупки или наверху, на Слободке, первым делом надо выйти на старое Севастопольское шоссе. И по нему двигаться в сторону Симеиза. Шоссе постепенно уходит вверх, пройдя центр Слободки, оставляет слева КрымЭнерго и выходит на трассу Ялта-Севастополь. Пересекая трассу, Старое Севастопольское шоссе уходит вверх, чтобы встретиться с новой трассой только за Орлиным. А мы поворачиваем по трассе в сторону Ялты и проходим два плавных поворота: налево и направо. И еще метров 50 по прямой. Оглядитесь вокруг. Ничего не узнаете? Правильно. Именно в этом месте в финале фильма Кавказская пленница Шурик посадил Нину на автомобиль марки "Старт". Вот и заасфальтированное ответвление в сторону гор, которое сразу же превращается в грунтовку, идущую вверх и на запад, в сторону Симеиза. Нам идти по ней.

С восточной окраины Алупки (Пожарка) к этой точке можно попасть быстрее. Недалеко от остановки идет узкая улочка наверх, которая выводит на трассу Ялта-Севастополь ближе к Крестовой горе, то есть метров на 300 ближе к Ялте относительно точки нашего стояния. А вот из Новых Домов этим путем не ходят. У них есть свой, более короткий выход на плато.

Фото 1.Грунтовка у входа в зону Алупкинского лесничества с "еще одним китайским предупреждением". Если сойти в этом месте с грунтовки налево, то сразу за зарослями будет водоем, откуда снято Фото 3.

Грунтовка. В начале грунтовки нас встречает грозный плакат о том, что вход сюда категорически запрещен. Плакат, правда, на украинском языке, можно прикинуться, что не поняли.
Грунтовка, нырнув в лес с кизиловыми зарослями по бокам, выводит к очень старому кладбищу. Оно будет справа, ближе к горам. Захоронения там примерно 1913 года. Тем не менее, местные его посещают. Через некоторое время начнутся виноградники, сначала слева, потом с обеих сторон. Здесь пока заблудиться невозможно. Дорога уверенно идет в сторону Симеиза, одновременно поднимаясь вверх. Нам надо не прозевать развилку. На развилке есть путь прямо в сторону Симеиза и направо, в сторону гор. Если пойти прямо, то можно выйти к водоемам и далее к грунтовке "Еврейка, ведущей на Ат-Баш. Но нам не нужен столь обходной путь. Мы поворачиваем в сторону гор, видим еще одно китайское предупреждение о запрете прохода и движемся вверх. Грунтовка, набирая высоту, огибает маленькую живописную прямоугольную полянку и устремляется в сосновый лес. Дальше - затяжной подъем.
Местные старушки-пенсионерки на этом участке обычно сходят с грунтовки в сторону и, идя в направлении запад или восток, собирают маслята, которые здесь растут после дождей. Настоящие грибники, впрочем, идут дальше - на северные склоны гор.

Фото 2. Та же грунтовка, ведет к Шаан-Кая не очень далеко от трассы Ялта-Севастополь. В центре хорошо видна гора "Крестовая". Совсем вдалеке виднеется Гаспра.

Подъем продолжается, Шаан-Кая грозно нависает над нами с левой стороны, но постепенно "опускается". В основном дорога идет круто вверх и на север, наконец - крутой вираж на запад и мы вышли на горизонталь. Дальше подъема нет. Грунтовка идет прямо к Шаан-Кае, которую мы прекрасно видим в конце. А в самом начале этого горизонтального участка - хорошо обозначенная тропка, которая уходит круто вверх в горы. Направление тропки также на Запад (в сторону Симеиза). Раньше в начале этой тропки была выложена пирамида из камней. Теперь ее нет.

 

 

Фото 3.От этого водоема можно идти вверх прямо по склону и очень скоро опять выскочить на Шанхайскую грунтовку.

 

"Шанхайская" тропа. Тропа достаточно ровная, но крутая. Угол подъема - примерно 45 градусов. Идти по ней не очень трудно, только ноги могут скользить на густой хвойной подстилке. Впрочем, видно, что здесь и на лошадях ездят. Шаан-Кая остается слева и отдвигается вниз. Наступает момент, когда мы идем чуть выше северного склона этой скалы. А затем эта скала остается где-то внизу. В этот момент воздух становится необычайно свежим, начинает проникать северный ветерок, и дальнейшая часть подъема идется необычайно легко. Хотя пока и круто. Сосновый лес внезапно превращается в лиственный. Крутизна подъема резко снижается, и тропа начинает весело петлять по этому лиственному лесу. В конце концов, она делает окончательный разворот на восток, в сторону Ялты. Небольшой подъем, и вот мы вынырнули на плато.

Фото 4. Вид с точки, где выныривает на плато "Шанхайская" тропа. Виден весь Симеиз, гора Кошка, даже Дива просматривается. А также вся западная часть Алупки (Новые дома).

По плато до канатной дороги. С той точки, на которой мы достигли плато, слишком обширная панорама не открывается. Видно западную часть Алупки (Новые дома, Бобровку), Симеиз до самой Кошки, а все остальное загораживается вертикальными склонами. А тропка, отойдя от края стены внутрь, уже бежит по плато в сторону зубцов Ай-Петри. Вскоре становятся видны какие-то бетонные укрепления. Да. Именно так. Мы приближаемся к воинской части. Она остается с правой стороны, ближе к обрыву. Когда-то здесь стоял огромный белый шар, коих полно сейчас на Бедене-Кыре. Это шар был прекрасно виден из Алупки. Сейчас от него не осталось и следа. Только луга и мелкие лесочки вокруг. Проходивший здесь в начале июня GAP назвал эти места "унылыми" и даже "Долиной Смерти" (отчет GAPа тут http://forum.naiti.ru/read.php?f=1&i=2960&t=2929). Ничего подобного. После затяжного подъема наоборот очень весело, и ноги сами несут по тропке. А вот мы видим и саму воинскую часть, окруженную проволокой (не колючей). Вскоре выходим и на грунтовку, которая ведет на ее территорию. Никаких следов жизни там не замечено. Что теперь там происходит - непонятно. На топографических картах это место обозначается как Турбаза. Ну так на той же карте и Бедене-Кыр как турбаза обозначена. Так что не факт. А вот ржавая металлическая мачта стоит. И эту мачту хорошо видно из Алупки.
Часть расположена на самом высоком участке отвесной стены гор. В других точках стена или не такая высокая, или не такая отвесная. Можно сойти с грунтовки и, не приближаясь сильно к территории воинской части, подойти к краю обрыва. Впрочем, подойти не удастся. Многие могут только доползти по-пластунски и свесить голову вниз. А там почти километр по вертикали...
Маршрут близится к завершению. Грунтовка выведет нас прямо к верхней станции канатной дороги. Вот уже и всадники на лошадях.

Дальше можно или прогуляться до Шишко, если силы остались, или спуститься на канатке вниз. И вновь окунуться в утомительную, июльскую жару. Кстати, после долгого пребывания на Ай-Петри, спустившись вниз, испытываешь "экологический удар", сравнимый с тем, который испытывается при возвращении из Крыма в Москву. Очень чист в Алупке воздух, но до горного ему далеко.

На Шанхайской тропе набор высоты более равномерно распределен по всему маршруту. В одном месте там действительно до 50 градусов доходит (это где тропа плохо читается). Но этот участкок - короткий, метров пять, не больше. А так в основном около 40. В целом Шанхайская тропа мне кажется несколько проще на подъем, чем Кореизская. На спуск - наоборот, скользишь по хвойной подстилке, как по льду.

Если не рвать жилы, то от трассы до канатной дороги не спеша идти около четырех часов.

Наверное, стоит затронуть еще вот какой вопрос, в какое время дня удобнее совершать вылазки в горы. Дело в том, что у местных давно выработались на этот счет вполне определенные правила. Конечно, ради прогулок, они в горы не ходят. А если ходят, то выходят из дома очень рано. Подъем, как правило, в 4 утра (в среднем, зависит от продолжительности светового дня в это время). Дальше легкий завтрак и выдвижение. Еще по ночному городу. Задача - успеть к кромке леса, когда уже начинает уверенно рассветать, но солнце еще не взошло. Если в лесу не очень темно - идем дальше.
Такой режим выработан годами и имеет ряд плюсов. Для нас появляется еще один - меньше вероятность встретить лесника. Так что на будущее стоит учесть.

Существует еще одна "Шанхайская" тропа. Она огибает скалу Шаан-Кая слева, ближе к Симеизу.

Первый раз эту тропу лучше пройти на спуск. Тогда не заблудитесь точно. Если идти на подъем, то придется пройти место, где тропу найти довольно тяжело. Но все же попробую дать ориентиры.

Выходить на тропу лучше с "Еврейки" (см. описание). По "Еврейке" смело движемся, пока не кончится асфальт, и "Еврейка" превратится в хорошо укатанную грунтовку. Вскоре после того, как асфальт кончится, от "Еврейки" ВПРАВО-ВВЕРХ будет ответвляться еще одна грунтовка. На развилке будет какое-то гидротехническое сооружение, напоминающее колодец.

По правой грунтовке движемся вверх. В принципе, грунтовка километров через пять выведет на плато, но если мы хотим выйти на Шанхайскую тропу, то метров через пятьсот нам надо будет опять свернуть ВПРАВО на следующей развилке.

Эта правая грунтовка ведет прямо к подножию скалы Шаан-Кая. Идти по ней надо довольно долго, пока впереди вдалеке не покажется скала, и не станет окончательно ясно, что именно к ее подножию мы и выйдем. В этом месте от грунтовки ВЛЕВО ответвляется просека. Эта ключевая развилка показана на фотографии.

Фото 5. Просека эта не длинная. Буквально через сто метров или меньше она превращается в тропу. И очень скоро мы попадаем на это место: см. Фото 6.

 

 

 

 

 

 

 

Фото 6. На этой каменистой почве троп практически не видно. А на самом деле здесь развилка. Есть тропа, которая идет прямо. А нам надо именно здесь резко повернуть вправо на 90 градусов и идти дальше по этим камням. Ориентироваться надо на крутой склон, который будет после поворота по правую руку. Внизу этого склона продолжает идти грунтовка к Шаан-Кая, а мы движемся параллельно ей, в направлении на север, но уже значительно выше.

 

 

 

 

 

 

Фото 7. Довольно скоро камни, где тропа не читается, кончатся, и мы увидим хорошую прямую тропу, идущую недалеко от края обрыва. С этого обрыва хорошо видна скала, которую местные называют "Малый Шанхай".

 

 

 

 

 

 

Фото 8.Какое-то время подъем будет не очень крут. Но при подходе к Шаан-Кая, крутизна склона резко возрастает. С этого места скала Шаан-Кая предстает во всей своей красе.

 

 

 

 

 

 

 

Фото 9. Дальше тропка, извиваясь и виртуозно используя мельчайшие особенности рельефа, уверенно карабкается на крутой, почти 60 градусов, склон. С этого склона открывается примерно такой вид на Алупку.

 

 

 

 

 

 

 

В конце затяжного крутого подъема скала Шаан-Кая остается ниже по правую руку, и здесь тропа встречается с другой Шанхайской тропой, которая выходит справа. В целом левая тропа значительно тяжелее на подъем, чем правая. Хотя есть и еще более трудная тропа, которая штурмует Ай-Петри практически "в лоб" в районе перевала Малай-Богаз. Но об этом - в другой раз.

Как на яйле найти тропу на спуск в Алупку?

От канатки сворачиваем на грунтовку, которая идет на запад, оставляя по левую руку зубцы и кромку плато. Километра через полтора будет ответвляться грунтовка, которая сворачивает резко вправо, на север. На нее сворачивать как раз не надо, хотя и будет хотеться свернуть. Дело в том, что с этого места будет видно, что наша грунтовка идет прямо на территорию военной части.

Ничего страшного, продолжайте уверенно двигаться дальше, прямо к воротам В/Ч. При этом посматривайте на правую сторону грунтовки. Не доходя метров 200 или 300 до В/Ч с грунтовки уходит вправо на север тонкая, но отчетливая тропка. Ее цель - обогнуть эту В/Ч со стороны гор. То есть часть останется по левую руку. После того, как В/Ч останется позади, тропка пройдет через симпатичную поляну и устремится к кромке плато. Характерный ориентир - ровненькая стена кустарника, которая идет прямой линией к обрыву под углом примерно 45 градусов.Тропка одна и от нее ничего не ответвляется.

Все. Вы на Шанхайской тропе. Скоро она выйдет к кромке плато и начнет спуск, развернувшись почти на 180 градусов.

Дальше все понятно. Шаан-Кая обходится и слева, и справа, по любому попадаем на грунтовку. По грунтовкам держаться в направлении максимально к морю и выйти на трассу "Ялта-Севастополь".

использованы фотоматериалы А. Гайко

 

Карта Ай-Петри с ЮБК 1000x719, 408939 байт

 


Хостинг от uCoz