О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
    Главная     Маршруты     Карты     Библиотека     Фотографии     Гостевая     Ссылки     Пишите

Лилия Виноградова, Константин Виноградов, сайт "Горячие подметки"

ТАРАКТАШСКАЯ ТРОПА

Ялта -- Водопад Учан-Су -- Урочище Таракташ -- Ай-Петри -- Мисхор

Июль 1999

КартаУчан-Су -- самый высокий водопад Крыма (98 м), хотя при отсутствии воды (в летние месяцы) эта высота не производит должного впечатления. К водопаду ходит маршрутное такси №30 от главного автовокзала Ялты, но в его движении возможны такие перебои, что, отправляясь в путь, лучше иметь запасной вариант -- на тот случай, если единственный микроавтобус на маршруте вдруг сломался.

От конечной остановки маршрутки к водопаду ведет пешеходная дорожка (метров 50). Совершив экскурсию к водопаду, нужно вернуться к остановке и пройти дальше по шоссе, по ходу маршрутки, еще несколько десятков метров. После S-образного поворота шоссе вы увидите тропу (даже несколько троп), ведущую вправо от дороги. Через 10-15 минут подъема Вы окажетесь на другой, хорошо утоптанной тропе, ведущей вдоль склона. Пройдя по этой тропе совсем немного вправо, Вы окажетесь на площадке, огороженной красным железным забором, с которой открывается великолепный вид на Ялту. На площадке есть скамейка, так что можно отдохнуть и подкрепиться перед долгим подъемом. Тропа, на которой Вы отдыхаете, -- знаменитая Штангеевская тропа, идущая по склонам гор до ск. Ставри-Кая. Однако путешествие по ней -- цель другой экскурсии; нас же ждет восхождение на Ай-Петринскую яйлу.

Если Вы сидите на скамейке и любуетесь видом Ялты, то повернитесь на 180 градусов: прямо от скамейки вверх отходит тропа, вначале слабо заметная, но впоследствии надежно читающаяся. Здесь и начинается подъем к урочищу Таракташ. Сбиться с тропы практически невозможно; если в некоторых местах Вас все же будут одолевать сомнения, старайтесь держаться левой стороны (конечно, при условии, что Вы будете продолжать подъем, а не "покатитесь" вниз). Подъем продолжается часа 2-2,5. На одном из поворотов можно запастись питьевой водой у родника (ориентир -- покрытая мхом заслонка колодца и надпись "1904").

Перед самым входом в урочише Таракташ вы подниметесь по лестнице (настоящей -- с перилами) на площадку, где возле одинокой сосны обычно фотографируются любители запечатлеть себя в памятных местах. Пройдя вперед по тропе еще около 50 метров, вы окажетесь в самом сердце Таракташа: на краю котловины, окруженной стенкой, по своей структуре напоминающей слоеный пирог. В этой стенке вы без труда найдете Таракташское Окно и Таракташскую Форточку, из которых открывается вид на все ялтинское побережье, а посреди самой котловины возвышается Таракташская Тумба. Тропа идет дальше, и через несколько минут окажетесь на поляне, знаменующей конец подъема и выход на Ай-Петринскую яйлу.

Тропа выходит к более крупной дороге (перекресток помечен грудой камней), по которой нужно двигаться влево. Справа будут видны купола объекта, помеченного на карте как "турбаза" (правда, те, кто там бывал, говорят, что это воинская часть). Совершив плавный поворот, дорога выходит на возвышенность, с которой можно увидеть на самом краю плоскогорья турприют Ай-Петри. Рядом с ним взбирается на яйлу то шоссе, с которого начался и наш подъем (шоссе Ялта-Бахчисарай). Проследив за ниткой шоссе слева направо, вы увидите отходящую от него асфальтированную дорогу, уходящую вдаль от вас. Именно по ней продолжится наш путь к зубцам Ай-Петри. Слева, на краю обрыва, хорошо видно странное сооружение, являющееся ничем иным, как ветряной мельницей без лопастей.

За очередным поворотом дороги внизу появятся долгожданные зубцы, станция подвесной дороги и нечто, напоминающее становище диких кочевников: столики, палатки, костры, шум -- только автомобили отчасти разрушают впечатление первобытности происходящего. Местные аборигены здесь продают шашлык, вино, и все, чего только вы не пожелаете. Если же вы все-таки захотите посмотреть на Южный берег Крыма, то мимо всего этого скопления людей, лошадей и автомобилей подойдите к краю плоскогорья. Или -- еще лучше -- пройдите немного вправо и поднимитесь на возвышающийся над всей этой суетой Зуб мудрости: оттуда можно увидеть все побережье от Массандры до Алупки (и даже дальше).

Для спуска вниз есть две возможности. Первая -- на подвесной дороге. Некоторых этот путь привлекает остротой ощущений, других -- скоростью и легкостью. Добравшись до нижней станции подвесной дороги, вы сможете вернуться в Ялту на рейсовом автобусе №27 Алупка-Ялта. Вторая возможность -- продолжить пешеходную экскурсию и спуститься вниз по мисхорской тропе -- привлекает романтикой и экономичностью (подвесная дорога все-таки не бесплатна!). Чтобы попасть на мисхорскую тропу, спуститесь на небольшую полянку, что слева от станции подвесной дороги (если смотреть на море). У сосны, цепляющейся за скалы на самом краю пропасти, можно сфотографироваться на фоне кабинки, подходящей к станции подвесной дороги. Если после снимка фотограф развернется и пройдет немного влево и вниз, он как раз и попадет на тропу, ведущую в пос. Мисхор. Спуск займет около часа, после чего вы выйдете на шоссе Ялта-Севастополь и сможете добраться до Ялты на маршрутке, идущей либо из Алупки, либо из Симеиза, либо из Фороса.