О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
    Главная     Маршруты     Карты     Библиотека     Фотографии     Гостевая     Ссылки     Пишите    

 

Памятник строителям дороги

«…На узкую кромку суши между морем и горами от Фороса до Судака по крайней мере до середины 20-х годов ХIХ века обычно попадали двумя путями (не считая морского) – либо по дороге через Байдарский перевал (из Симферополя, Севастополя и Бахчисарая), либо через Кебит-Богазский перевал на Алушту (было еще несколько проходов через главную гряду Крымских гор, но они были труднопроходимы). Через Феодосию и Судак на Южный берег также проникали редко из-за отсутствия приличных дорог. Во времена Сумаркова нормальная проезжая дорога проходила лишь до селения Байдары. Это был тот самый тракт, который построили для Екатерины II накануне ее путешествия в 1787 году.

До середины 30-х годов дорога для экипажей кончалась на самом перевале, и далее путешественники вояжировали исключительно верхом. Это была самая трудная и вместе с тем захватывающая часть крымского маршрута, ее можно было проделать, обладая недюжим здоровьем, хорошими татарскими лошадьми и опытным проводником из татар или греков. Именно она вызывала наибольшие эмоции и именно ей посвящены самые яркие и поэтические строки в воспоминаниях, дневниках, письмах и стихах путешественников.

Попасть из байдарской долины на Южный берег можно было лишь несколькими узкими тропами. Большинство выбирало самый экзотический маршрут через перевал Шайтан-Мердвень, или Ущелье лестницы, не оставлявший никого из путешественников равнодушным. «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших, - Писал Пушкин Дельвигу, - это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».

Местность к востоку от Алушты до самого Судака, несмотря на то, что тоже была совершенно дикой и живописной, все же не оставляла в сознании путешественников столь неизгладимых впечатлений, может быть, потому, что путешествовать по этим местам отваживались буквально единицы.

Не раз, преодолевая немыслимые сегодня трудности, путешественники мечтали о более или менее сносной дороге для продвижения по Южнобережью. К середине 20-х годов некое подобие проезжего пути было пробито, однако он далеко не был удовлетворительным, и путешественники по-прежнему могли пользоваться на нем главным образом верховыми лошадьми. Мысль о необходимости приступить к постройке дороги высказал император Александр I, сполна испытавший прелести путешествия по Южному берегу в 1818 году. В 1821 г. таврический губернатор А. Бороздин подал правительству докладную записку «Проект об устройстве путевого сообщения на Южный берег Крыма и нагорной части полуострова». Вскоре Крым для практического решения этого вопроса был направлен А. Бетанкур – известный инженер, на которого было возложено управление путями сообщения в России. Бетанкур разработал проекты шести дорог, но понадобилось появление в качестве новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова, чтобы они (точнее один из них) стали претворяться в жизнь. М. С. Воронцов, на которого Южный берег произвел чарующее впечатление, приобрел здесь в 1823 г. землю для строительства имений. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в принятии решения о соединении Южного берега с губернским центром правильным дорожным сообщением.

Сегодня в литературе можно найти лишь скупые сведения о строительстве этого шоссе, никак не соответствующее его значению для Крыма. Достаточно сказать, что это был первый в южной и центральной России насыпной искусственный путь, проложенный не по старым трактам, а по совершенному бездорожью. Строилась дорога в течение более десятка лет в несколько приемов, участок от Симферополя до Алушты («первый опыт инженерного искусства подполковника Шипилова» - как явствует из одного из описаний маршрута) был закончен первым – в 1826 году. Затем был сооружен участок соединивший Алушту и Ялту. Известный путеводитель М. Сосногоровой (70-е гг.XIX века) сообщает, что устройство участка от Алушты до Ялты началось по распоряжению Воронцова в 1832 г. На Байдарский перевал дорога прошла через пять лет. Строилась она главным образом силами войск, о чем напоминает надпись на обелиске у Таушан-Базара близ Ангарского перевала. На одной из чугунных досок его и сегодня можно прочитать: «Повелением императора Александра I дорога сия от Симферополя до Алушты через хребет Эйлы начата в 1824 году, устроена в царствование императора Николая I при Новороссийском и Бессарабском Генерал-Губернаторе Графе Воронцове, гражданском Губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым », на другой: «Дорогу сию работали 2-рые баталионы Козловского и Нашембургского пехотных полков». Еще один памятник – фонтан «в память 2-го батальона 40-го егерского полка, работавшего сию дорогу» - был поставлен у станции Мисхор (всего было устроено три таких фонтана-памятника). На последнем этапе к ее строительству начали привлекать вольнонаемных работников и даже каторжников. Сооружение дороги было сопряжено с огромными трудностями и жертвами. Так, в 1834 году четверо солдат погибли во время обвала на байдарском перевале. Среди строителей нередко возникали болезни, особенно помешали строительству эпидемии чумы и холеры в 1830-м и 31-м годах.

Строителями были расчищены десятки каменных завалов, сооружено множество мостов и подпорных стен. Авторы «Очерка Южного берега» (1839 г.)без преувеличения называют деятельность руководителей строительства дороги офицеров майора Славича капитанов Фремптера и Альбрандта – подвигом, каковым оно несомненно было и для рядовых строителей. В целом строительство дороги было закончено в 1837 году (хотя работы продолжались до середины 40-х годов). Еще позже были открыты для движения участки к востоку от Алушты…»

Источник: А. Мальгин «Русская Ривьера»

 

 


Хостинг от uCoz