О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
    Главная     Маршруты     Карты     Библиотека     Фотографии     Гостевая     Ссылки     Пишите

ДВЕ ВЫЛАЗКИ НА ЧАТЫРДАГ

I. Вылазка первая, туманная (30.05.04)

…По вечерам Ежик ходил к Медвежонку в гости.
Они усаживались на бревнышке и,прихлебывая чай,
смотрели на звездное небо…

Погоду обещали облачную, без дождей… и мы наконец, решились осуществить задуманное. Маршрут был выбран такой: Сосновка – Нижнее плато Чатырдага – Ангар-Бурун – Верхнее плато Чатырдага – Буковая поляна – Ангарский перевал. Очень хотелось забраться повыше и увидеть как можно больше, дальше :). Выпив утреннего кофе махнули на вокзал. Небо как-то невесело настораживало, я заскочила на рынок и купила целлофановых дождевичков, на всякий случай… Билет до Сосновки троллейбусом Симф-Алушта стоит 2,14 грн. – дешево и сердито. По причине поломки (оказалось частым явлением для троллейбусов) наш рейс отменили, пришлось срочно переориентироваться на ялтинский троллейбус, благо тетечка-контролер не возражала. Около 10 утра мы высадились в Сосновке.

…Он шел задрав мордочку к небу, заложив лапки
с узелком  за спину…

Перейдя речку Ангару по мостику у турприюта, и уткнувшись носом в карту, начали нетяжелый подъем. Хорошо в лесу. Птички поют. Вокруг все зеленое, сочное. «Грибы! Грибочки! Маслятки!» - это я ору… нашла… один :))). По пути еще немного насобирали, на суп хватит. Выйдя к большой луже и двум дорогам – одна направо другая налево, вернее мы вышли посреди дороги :) (таки сбились с пути), решили не проверять как короче, двинули прямо, вверх. Вскарабкавшись повыше и выйдя из леса, увидели где поднимаются грамотные люди (нам надо было левее забирать, или на распутье двинуть вниз по левой дороге, до «тройника» дорог, а там уже по средней все время вверх по натоптанному). Уже отсюда можно любоваться горами, красиво. Ангар-Бурун начала закрывать противная мряка, туман…

Пока мы тужились и пыхтели на подъеме, верхушки гор украсились серыми перинками туч. Денис уже на верху (на нижнем плато), племянница тоже, а я ползу по склону, изучаю местную флору, начитавшись про эдельвейсы крымские пытаюсь совместить приятное с полезным. Ясколка Бирбе…Бубер… Биберштейна, о! Крымский эндемик. Нашла!!! Сорвала на память, гербарий сделаю, под рамочку и на стенку повешу. На плато никого нет, грамотные люди, уже скрылись из виду, а мы решили пообедать. Столовкой выбрана карстовая воронка, с цветущими кустиками и живописными каменьями. А вообще плато каменисто и пустынно… только весенний зеленый ковер удивляет своей разноцветностью. Сколько цветочков, травинок-былинок. Летом все будет выжжено, сухо и безжизненно.

…И он стал медленно спускаться с горки, чтобы попасть
в туман и посмотреть, как там внутри.
«Вот. Ничего не видно. И даже лапы не видно».
– Лошадь! – позвал он. Но Лошадь ничего не сказала…

Двинулись вдоль плато, вверх по дороге. Преодолев подъем, у края увидели тур (каменная насыпь для ориентира) – здесь заканчивается каменная тропинка, по которой надо было подниматься, будем знать. Продолжаем путь, дорогу сопровождают каменные туры, некоторые обросли цветами и травой и сейчас напоминают садовые альпийские горки. Ну, вот, пришли называется… на нас надвигается туман… вдалеке виден одинокий турист, пытающийся быстрым шагом убежать от тумана. И Чатырдаг не виден… вобщем ничегошеньки в радиусе 100 метров не видно. Решили идти по дороге пока ее видно будет, а там, если что, вернемся.

…Ежик сорвал травинку, на которой сидел Светлячок
и,высоко подняв ее над головой, как со свечой,
наклоняясь и вглядываясь себе под ноги,
побрел в тумане…

Настроение было на нуле. Добрели до учебной части, туман развеиваться не собирался. От учебки уходила бетонная дорога к загону… решили не испытывать судьбу и вернуться.

… «Я совсем промок. Я скоро утону», - думал Ежик…

Обратно идти было не то чтобы неприятно, но еще и мокро. Ноги хлюпали в обувке. Поднялся холодный ветер, морось била прямо в лицо, не хватало льда и сосулек, и если бы пошел снег мы бы не удивились :))). Остановившись возле обрыва, все трое оказались в лапах галлюцинации, или вернее, какого-то зрительного обмана – туман спускался по ущелью и казалось что ущелье движется и увлекает нас вниз. Б-р-р-р. Добежали до заветного тура, спускаться будем здесь.

Опять галлюцинация – навстречу нам бежит девочка лет шести, поздоровалась. Смотрим вниз – отряд из шести туристов с большими рюкзаками, медленно и уверенно поднимается нам навстречу. На склоне тихо и безветренно… они еще не знают что их ждет буквально через 50 метров. На нас смотрят с опаской, вид у нас малорадостный :)). Спуск по каменной тропе неудобен, камни выкатываютя из под стопы, так и ждешь пятой точкой встречи с одним из них.

…Медвежонок говорил, говорил, а Ежик думал:
«Все-таки хорошо, что мы снова вместе».
И еще Ежик думал о Лошади. Как она там, в тумане…

В лесу почувствовали умиротворение. Решили еще чуток по нему погулять. На трассу спустились около 16-00. Водитель троллейбуса подобрала нас с остановки в Сосновке. Хорошо-то как, тепло, люди :). В троллейбусе безудержно смеялись с одного пассажира. Представьте себе такого толстого, татарина, похожего на дыню, чинно сидящего на двух сиденьях и безуспешно борящегося со сном. Так вот, когда его накрывала дрема, уголки его рта с тоненькими усиками немного расходились и на всю ширину медленно появлялся вываливающийся язык. Тряска в троллейбусе делала свое дело - язык показывался во всю свою длину и неописуемую "красоту". Через время очередная кочка превращала его челюсть в компостер, и будила его, а он, очнувшись, становился строгим и надменным. Потом его укачивало и все повторялось снова и снова :)))))))).

…В Симферополе шел дождь. Дома я раскладывала по книжкам будущий гербарий и все думала о тех туристах. Как они там, в тумане…

II. Вылазка вторая (13.06.04)

Прошло две недели и мы с мужем собрались закончить начатое. На этот раз ГисметеоРу божилось что будет тепло и ясно :). Цены на троллейбус те же, рейс отменили снова :), ну хоть уехали более ранним рейсом – в 8-00.

9-00. Мы в Сосновке. С нами высаживается отряд молодежи во главе с женщиной лет 50-55ти, с немаленьким рюкзаком. Восхищаюсь, чья-то бабушка, наверно. Погода шепче. Начинаем подъем и опять выходим не там, ну нравится нам так :), исправляемся и уже идем по правильному пути. Цветов, кажется, еще больше и я забираюсь в высокие заросли для памятного снимка. Назад выхожу вся перепачканная пыльцой, смеюсь – пчела Майя. Вот мы уже у каменистой тропинки. Привал получился недолгим – нас обнаружили и атаковали местные комарюги.

10-00. Это что еще такое? Купина неопалимая, он же Ясенец, оно же опасное растение – растет себе и цветет в свое удовольствие вдоль дорожки. Лекарствами как пишут вокруг не пахнет, запахло когда я свой нос сунула к цветочкам. Была влажность и солнца не было, поэтому я не боялась обжечься, хотя-я-я, могла и получить волдырь на нос, любопытная Варвара. Подъем по каменной тропе занял полчаса. Вообще-то можно было и за 20 минут, но вылезло солнышко и начало пАрить. Еще через полчаса мы были на дороге ведущей к загону.

11-00. Над белым морем эдельвейсов возвышается ЧАТЫРДАГ. Здравствуй, красавец, ты мне нравишься! Вода у нас закончилась, и мы решили поискать тот единственный родник на все нижнее плато. Что-то зелененькое юркнуло в траву. Ящерица. Большая. В муже проснулись охотничьи инстинкты и вот он, поймав ее, уже пытается меня ею напугать. Кричу для приличия. Но родника все нет, хотя по карте вроде здесь. На плато гуляет несколько семей. Оказалось до пещеры Эмине-Баир-Хосар рукой подать и народ идет оттуда. Но нам в другую сторону. Наконец мы нашли родник, начинаю понимать древнюю мудрость: «Пей, радуйся!». Ориентир для родника: если стоять на дороге лицом к учебке, спиной к Перевальному, то слева-наверху увидите вышку, если двинетесь к ней по дороге (ответвляется от той что идет к учебке), в ложбинке найдете родник и тут же колодец.

12-30. От загона к Ангар-Буруну через все плато идет дорога, которая потом переходит в тропу, а потом и совсем в тропку, которая вьется по полянке обросшей чем-то покровным, напоминающим примятую великаном тую. Голым ногам пришлось бы не сладко, по тропке прошлись тысячи ног и голые веточки-остовки неприятно хлещут путника.

13-30. Скоро начнется подъем на Ангар-Бурун. Мы остановились отдохнуть. Недалеко от нас группа ребят !с велосипедами! Наверно через Тисовое ущелье поднялись. Маньяки :). Сидят полуживые, обедают. Поднимались к вершине долго и нудно, мы уже хорошо устали к тому времени. Почти наверху нам встретился бодренький дедуля с внучиком моего возраста. «Добрый день, мадмуазель. Что-то вы поздно сегодня выбрались» - сказал дедок и пошел дальше. Странно...почему "мадмуазель"? Наверно пуанты и кружевной зонтик выдали :).

14-25. И чего только не видно сверху. Э-ге-ге-ге-й! Машу рукой Лысому Ивану и Демерджи, простираю объятия алуштинскому амфитеатру и синему морскому горизонту. А вон, Эклизи-Бурун прячется, и до тебя доберусь. Справа, в заповедной котловине гор, что-то зловеще дымится и "варится" из серых туч :).

Тропинка, аккуратно ведет вдоль обрывов, затем по верхнему плато и приводит к туру возле спуска. Тур не просто огромен, он ГРОМАДЕН. Насыпь с меня ростом, а рядом выложена из каменюк по кругу стена толщиной полметра и высотой 1,1-1,3м? Один камешек я подняла, с трудом, хоть на вид не очень-то и большим показался. Здесь орудовал другой вид маньяков :). Отсюда видно спрятавшееся в лесу Кутузовское озеро. Вода у нас опять закончилась и поэтому гладь озера притягивала как магнит. Решено включить в программу посещение озера. Спустились быстро. Настоящий буковый лес встретил нас прохладой. Три красавца зацепившись за склон мощными корнями и раскинув свои вековые ветви строго смотрели на нас корявыми дуплами, невольно вспомнилось «У Лукоморья дуб зеленый…», а может это дубы и были :)? Не помню. Выбрав в лесу бук, подошла пообниматься, рук не хватило, задираю голову смотрю вдоль ствола-мачты, у-у-ух, голова закружилась. Далее двинулись вниз поляны к маркированной тропе (красная краска), дай Бог здоровья этому художнику.

16-00. Буковая поляна. Чудный родник. Осматриваемся. Вокруг никого нет. Зеленая поляна окружена высоким лесом и густым кустарником. На полянке два огромных оборудованных кострища, сразу представился палаточный лагерек, дружная компания у теплого костра, каша в казанке, кружечка с винцом и ночная песня под гитару. Хорошо на душе как-то сделалось. Возле родника прячется старый указатель к Кутузовскому озеру (есть еще синяя маркировка, по ней надо было идти). Поблукав по лесу с полчаса, решили что заблудились. Но, услышав звонкое кваканье, на радостях помчались в правильном направлении.

16-30.Солнышко уже собиралось спрятаться за горы, поэтому озеро встретило нас в желтых тонах. По всему периметру озера растут деревья, народу нет, хотя Денис утверждает, что сверху видел кого-то в красном купальнике :)))), я смеюсь, русалку наверно. В озере кроме жабок, которых я теперь уважаю, водятся тритоны. Они, не обращая на меня внимания, лениво квасились в воде у берега, наслаждаясь последними лучиками. А я с горечью обнаруживаю, что фотопленка уже на исходе. Два снимка все же умещаются. Ромашки! Ромашечки! Это я букетик собираю. Денис подключается, да, не всегда на шару можно достать жене такой шикарный букет :). От озера по дороге с синей маркировкой идем к Ангарскому перевалу. Вскоре маркировка пропадает, но она уже и не нужна, дорога одна. Уже слышен шум с трассы.

17-20.Ангарский перевал. На лужайке раскинув руки, навзничь и с храпом спит мужчина. Рядом валяются: рюкзак, котелок, гитара и, внимание (по-Задорновски), чемодан! Вспомнился анекдот: Муж пришел домой пьяный. Чтоб жена не догадалась - открыл книгу, сидит читает. Жена подходит к нему и говорит: «Ну, что, опять пьяный? Закрой чемодан и иди спать!». Начитался мужик :)))).

17-30. Вот и троллейбус (я все боялась, что не успеем на последний). Путь от Ангарского перевала до Сосновки троллейбусом преодолен за 10 минут :). Вертим головами, смотрим наверх, где мы лазили-ползали-карабкались-изнемагали, вобщем, получали удовольствие. Не верится.

P.S. Утро следующего дня. Немая сцена у зеркала. В голове - Кто это? Кажися...кажися я … Загар на плечах, полученный на Демерджи, отполирован заново, глаза дико светятся на горящем лице, а лоб… ужас…загорел на половину (из-за банданы) теперь я могу претендовать на учебное пособие для ирокеза по снятию скальпа :). Могла догадаться взять с собой козырек или крем какой… Не все так плохо, спасает челка и чувство юмора - на работе под дружный хохот показываю лоб на бис.

Все фотографии тут

Для наглядности наша боевая Карта Чатырдага (948x1404, 598813 байт), на ней розовым цветом отмечен этот маршрут.