О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
    Главная     Маршруты     Карты     Библиотека     Фотографии     Гостевая     Ссылки     Пишите

Долина Сотеры (Каменные Грибы) – Водопад Гейзер – Водопад Джурла – т/с Верхняя Джурла – Демерджийская седловина – пер.МАН - Ангарский перевал

прогулка на 2 дня
осуществлена 25-26.03.2006

В скобках даны координаты (N;Е), что показал приборчик, то и записала – ответственности за точность прибора ни разу не несу :-).

Описание В.С. Алексеенко с сайта Ю.Езерского, служившее путеводной звездой, лежит ТУТ. Спасибо :-). Комментарии к этому описанию ниже.

Не дождался организм лета...не дождался тепла...сам виноват :-).

Плюсы: масса весенних цветов, работающие во всю мощь водопады. С ясной погодой повезло. Днем до +20С на солнце. На плато, в затененных местах, застали снег. Минусы: ночью холодно (-3С в палатке), “толк” от костра заметен только после того, как замечаешь горящие на себе штаны :-).

Обозначения на карте:
[7],[8],[9] - поляны
[10]- место ночевки
[11]- вдп.Джурла

Отправная точка: 16-й км трассы Алушта-Судак (44.44.559; 034.28.530) Чем добираться: любым транспортом идущим в сторону Судака вдоль побережья. В нашем случае: Симферополь-Алушта-Рыбачье, есть еще автобусы от алуштинской автостанции до дач, но мы их не искали.

Переходим дорогу, идем по мосту, за ним сворачиваем налево. Идем по дороге минут 15 (слева р.Сотера (Алака)) до крутого поворота направо/вверх (44.44.812; 034.27.984). От середины этого поворота уходит вверх крутая тропа к дачам, нам по ней. Идем по тропе между дач до ущелья с Каменными грибами (на развилках берем левее).

В ущелье перепрыгиваем ручеек (впадает в р.Сотеру), вот и Каменные грибы (44.44.898; 034.27.707). На некоторых картах Каменные грибы ошибочно обозначены по правому орограф.берегу. Они находятся на левом берегу. А сколько в это время тут желтеньких крокусов (!) :-).

Следующий пункт – “3-метровый красивый водопад” (44.45.072; 034.27.307), два варианта выхода:

1)По верхней тропе: от грибов идем круто вверх, далее по склону, вдоль водозаборной трубы (река слева-внизу), до спуска к реке. Чтобы посмотреть водопад – пересекаем русло, и немножко спускаемся по течению за уступ. Потом возвращаемся обратно.
2)По низу: от грибов спускаемся вниз к Сотере, и идем вверх по течению, по натоптанной тропе, рядом с руслом, по левому берегу. Вскоре тропа переберется на правый берег (44.44.849; 034.27.433) и приведет к водопаду. Если тропа собралась перепрыгнуть на левый берег (сюда пришла верхняя тропа с трубой) – значит вы проскочили водопад, возвращайтесь и загляните за уступ :-). Осмотрев водопад, двигайтесь вверх и, с чувством неупущенной красивости, таки переправляйтесь на левый берег :-)

Далее идем по левому орогр.берегу, рядом с водозаборной трубой. До перехода влево через реку, на правый берег. Наслаждаемся водопадиками, каскадиками, цветущими пролесками, примулами и морем подснежников.

Не знаю, тот ли это поворот влево, возле которого должен быть тур, и куда по описанию Алексеенко не нужно ходить, чтоб не терять время. Но...мы запутались. Тропа еще раз или два перепрыгивала через реку...мы возвращались, теряли время и не могли понять в чем дело. В карте к описанию Алексеенко тоже неточности, однако выявились они уже по возвращении домой и нанесении ЖПС-точек на карту. Поэтому тут совет такой: идти по натоптанной тропе, прыгать за ней через реку туда-обратно, пока не дойдете до водопада Гейзер. Каких-то еще подозрительных троп нами не было замечено и особых трат сил, от которых пытается предостеречь автор, нет. Понять по описанию что подразумевается под маленьким водопадом, а что нет – сложно. Вобщем идите вдоль реки и все :-).

Перед подходом к водопаду Гейзер тропа начнет ощутимо набирать высоту, а ущелье действительно напоминает чем-то Хапхал, только маленький Хапхал...таких “Хапхалов” по Крыму масса :-). К водопаду Гейзер вы подойдете по правому орограф.берегу. Чуть ниже есть еще один большой водопад, увидев впереди Гейзер, можно и мимо проскочить :-)).

Водопад Гейзер (44.45.478; 034.26.836) на картах обозначен неверно. Он гораздо выше по течению. Перед водопадом большая площадка. Сам водопад, ниспадая с 10-метровой высоты, ударяется об выступающий снизу камень, от которого вода отскакивает вверх достаточно мощным фонтаном – вот откуда название, очень на гейзер похоже. Единственное условие – весенняя многоводность реки :-).

Вобщем тут можно отдохнуть и вернуться обратно – вариант однодневной вылазки :-). Ну, а мы идем дальше :-).

Перебираемся через реку, вскарабкиваемся по тропе наверх водопада, чуть позже тропа опять перебирается на правый орограф.берег. Тут тоже душевные полянки для стоянок. Далее по описанию Алексеенко у нас все шло гладко, вернее круто :-). Скальные уступы, которые не представляют труда для движения еще и очень живописны :-). Местами мне нужна была помощь супруга, но толко для страховки – за плечами вечно мешающий рюкзак :-). От водопада до развилки троп минут 20.

Развилка (44.45.727; 034.26.542) – одна тропка вправо-вниз к реке и еще паре интересных уступов с каскадами, другая тропка влево-наверх, нам по ней. Тропа, набирая высоту, немного завернет и будет идти по хребту через чахлый лес, как бы в обратном направлении. Не пугайтесь, через 10-15 минут вы выйдете на 1-ю поляну (44.45.553; 034.26.566) отсюда уже видно как высоко вы забрались, какое синее Черное море и какие горы вам осталось покорить до темноты :-). Посмотрите вправо, видите противоположный хребтик? Вот на нем и начнется подъем к Джурле, а пока продолжаем путь на запад, по нашей тропке через овраг до 2-й полянки (44.45.335; 034.26.346), потом еще через один овраг и мы на хребте, на 3-й полянке. От развилки до 3-й поляны 40 минут ходу.

Находим перекресток троп. Поворачиваем вправо, и штурмуем гору. Присмотритесь к каменному уступу слева-вверху, Едыфлер водопадает вниз, шумит. Красавец. Все дальнейшие “красивости” - нудный полуторачасовой подъем до нижних джурлинских полян. На полянах, когда тропа выполаживается, ранней весной, мы застали ручеек (44.45.698; 034.25.685), на карте обозначен родник, но я не уверена что летом из него можно напиться. Хорошие места для стоянок, кострища. А тут мы ночевали (44.45.707; 034.25.733). Красивый закат, засыпающие скалы, светящаяся ночная Алушта, и небо...нет, все же Джурлинское звездное небо самое красивое... и пусть десятью минутами раньше, то же самое, но о Симеизском небе подумал Смотрящий :-)).

Осмотритесь, перед вами три горы-возвышенности, между второй и третьей (44.45.819; 034.25.780) и проскочит тропа к водопаду Джурла (до него минут 15-20 ходу). Левее видна заметная тропа по возвышенности, это, наверно (еще не проверяла :-)), на плато Юж.Демерджи. Не поленитесь, и прежде чем отправиться к вдп.Джурла, отклонитесь от маршрута вправо-наверх, по конским тропам, к краю обрыва. Отсюда потрясающий вид на Шаан-Каю и ущелье по которому шумит Джурла, далеко видно побережье...Караулоба, Сокол...и как всегда Меганом :-).

Водопад Джурла (44.46.073; 034.25.546) ласково скатывается по рыжему уступу...каскадами убегает вниз...перейдите через Джурлу, пройдите чуть вниз и поднимитесь на бугор – теперь в кадре Юркины скалы :-). Красиво же :-). Сейчас вы на тропе, которая нырнет в лес и приведет на Шаан-Каю, и далее можно по ней к водопаду Джур-Джур прийти...насобирав в августе огромное количество отборных боровиков :-)...

Огибаем вдп.Джурлу слева и прилично поднимаемся наверх к тропе, идущей по склону (высоко над рекой) к т/с Верхняя Джурла. Или просто идем вверх по течению до большой поляны, березовой рощи, маленького озерца и большой кучи мусора. Минут 30. Родник (44.45.949; 034.24.852) на т/с Верхняя Джурла находится слева над озерцом, если оно высохло, то ориентир – куча мусора, от нее по тропе наверх . К Демерджийской седловине продолжаем выбираться по тропе наверх, 5-10 минут.

Демерджийская седловина (44.45.956; 034.24.631), перевал, перекресток дорог. Если вы вышли на перекресток с Джурлы то: налево-вверх уходит дорога на Юж.Демерджи, прямо-вниз к т/с Демерджи, вправо на Сев.Демерджи, нам туда, вправо :-).

Не пропустите поворот с дороги на тропу влево (дорога же спускается вниз, потом ныряет в лес, набирает высоту, петляет по склонам, и выходит на плато Сев. Демерджи – это путь к верховьям Хапхала).
Тропа маркирована (присмотритесь к отдельным камням), сначали взбирается на склон, потом идет по низине, мимо деревянных кормушек справа и каменных изваяний слева-наверху. Далее 20 минут круто-вверх через сосняк (44.46.248; 034.23.984). Поднявшись (тут на стволе сосны красные стрелочки >,< (44.46.401; 034.23.594), и забрав левее, выходите из сосняка и двигайтесь по тропе вдоль Демерджийского склона. Тут открытое место, коряво изогнутые стволы отдельно стоящих сосен, скальные козырьки и горы...горы...горы...

Следующие ориентиры: Козырек и за ним “каменная шапочка” - Пахкал-Кая (Лысый Иван).

На Козырьке: можно подняться на самый верх-край и обогнув Козырек вдоль обрывов, спуститься к маркированному камню (44.46.431; 034.22.891) или не начиная подъема на Козырек, свернуть вправо в сосняк и по лесной дороге тоже выйти к этому камню (на открытом месте, не пропустите тропу в просеку, влево-вниз от дороги, летом она прячется в высокой траве). От камня продолжайте путь по тропе, вскоре начнется спуск к пер.МАН (между Пахкал-Кая и Демерджи). Будьте аккуратны, тропа вредная :-). Здесь много стоянок, кострищ. Родник – спустившись на перевал, не набирая высоты, обогните “каменную шапку” сначала сосняк, потом лиственный лес, в ложбинке из под каменного выступа сочится вода . Часто мутная из-за листвы (ходу минут 5).

Осталось самое простое – спуститься к Ангарскому перевалу. От перевала МАН двигайтесь вниз по дороге вдоль склонов Эльх-Каи (Кудрявая Марья) через 15 минут родник (справа от дороги, тропка наверх)(44.46.364; 034.22.294). Маршрут по лесу, часто маркирован красным.До Ангарского перевала около 1,5-2 часов.

Вот, еще одно нудное описание :-). Пользуйтесь наздоровье. Все фоты ТУТ.