О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
    Главная     Маршруты     Карты     Библиотека     Фотографии     Гостевая     Ссылки     Пишите

Волчья пасть «Хапхал»

Ангарский перевал – перевал МАН – т/с Джурла

22.08.04.

8-15. Троллейбус отправился вовремя, людей почти нет – какая прелесть :).

9-30. Ангарский перевал. До перевала МАН нам предстоял достаточно знакомый маршрут, последний раз мы его одолевали ровно 8 лет назад… столько же лет назад мы и познакомились… какое счастье :). Накануне похода жили предвкушением пройтись тропами нашей юности, отдохнуть у знакомого старого бука, позвонить с перевала друзьям и подразнить их наличием Лысого Ивана справа, Алуштой внизу и Демерджи слева :)))… и друзья по-прежнему те же - какое счастье :).

Тропа начинается в лесу над постом ГАИ и идет по Эльх-Кая, она широка и хорошо натоптана, нас сопровождает синяя маркировка. Тропинку размыло дождями, грязно, сыро и серо, зато грибов много. Ой, сыроежки, ой, маслятки, ой, надо же – боровик попался. Хоть на ужин грибы не планировались, но пройти мимо грибов не можем – самых наглых немного насобирали.

Минут через 5-10 вышли к памятнику строителям дороги 1824-1826 гг., зашпаклеван, покрашен в белый цвет, поляна заросла… Вообще-то памятник выложен из серого камня (известняк), с шовчиками, я его помню в неприглядном виде – жирно изрисованным автографами, табличка оторвана…

11-10.Развилка. Поворот влево на затяжной подъем я не узнала - как все заросло. Подъем к перевалу Фуна – самое противное из воспоминаний, идешь по жаре, рюкзак назад тянет, а дорога все не кончается и не кончается :))). С этого подъема уже Демерджи видна, только ее туманом начало затягивать.

11-45. Перевал МАН (встречалось еще название - перевал Фуна, или это опечатка...). Хохочем, слабенькими мы в юности были раз раньше целый час потели на этой дорожке. А по дорожке уже русло с мини каньоном образовалось, судя по руслу, в дождь ручеек хорошо разливается.

Погодка начинает пугать - на нас наползает туман, но Лысого Ивана успеваю щелкнуть…и так весь поход – успел/не успел. Решаем отдохнуть и пообедать. Недалеко от перевала МАН, если продолжить обходить Ивана по низу, есть родник, да и место красивое для стоянки. Самое незабываемое это выбираться на перевал ночью – внизу слева и справа светятся огни, а сверху звезды – красота. Днем видно всю долину и море, сегодня нам не повезло.

12-30. С перевала хорошо видна тропинка, карабкающаяся вдоль обрывов Демерджи – нам по ней. Преодолев небольшой подъем, идем по натоптанному. Через некоторое время тропинка пошла по просеке через лес - небольшой, украшенный ровными рядами высоких, красноствольных сосен.

13-10. Вышли из леса, судя по всему у обрыва, туман по-прежнему подступает вплотную к краю… подходим ближе, нутром чувствуем высоту, мысленно представляем какой вид отсюда потрясный, но ничегошеньки не видно. Туман плотной завесой отгородил нас от созерцания долины, даже звуков никаких не пропускает. Денис присел, свесил ножки с обрыва в туман - картину велел назвать «На краю Земли». Дальше пошли влево по дороге, а на развилке решили придерживаться правой тропы вдоль обрывов. Идем по чьим-то свежим следам, успокоились :).

13-50. Услышали внизу шум родника, чтобы его найти Денис прилично помотался по туману, в итоге нашел его совсем рядом :)). Видимость метров 50 иногда больше, но на этих 50 метрах нам «дозволено» созерцать как тропинка красиво изгибается на подъемах, обходит камни и одинокие сосны, зелено. Позже вышли к развилке у сосен – здесь направо, резкий спуск через лесок. После спуска тропка сворачивает влево и идет через низину к дороге, здесь вправо, еще немного и мы на перевале Демерджинская Седловина.

14-20. На Седловине перекресток дорог: продолжение нашей - наверх к Южной Демерджи, влево на т/с Джурла, вправо спуск к т/с Демерджи. Встречаем несколько групп – соседей будет много.

15-00. К этому времени мы расположились на т/с Джурла в березовой роще. Красивая большая роща, только дров нет – лес чист :)). У всех примусы. Небольшой костер все же разожгли для шашлыка из грибов. Когда стемнело, пошли пить чай к звездам :).

Тихо… едва доносится шум воды, и легкий шепот берез…фырчат пасущиеся лошади, изредка стрекочет сверчок. Ночное небо ограничено тенью безмолвных скал, чистое, без городского смога…через все небо беззвучным потоком несется Млечный путь, а созвездия, отвлекая холодным блеском, прячут вселенскую тайну.

Звезды – бриллиантовая россыпь веснушек, придающая небу немного «рыжей» наивности… стоит небу улыбнуться заветной мечте, и они, вселяя надежду, осыпаются звездным дождем… роскошное августовское небо.

В памяти, из далекого детства всплыл добрый мультик про Большого Уха, который любил слушать звездное небо: «…мы веселые медузы, мы похожи на арбузы…». Кажется, и у меня ушки начали расти: «зу-зу-зу-за… веселые медузы… зу-зу-зу-за… на арбузы…»

т/с Джурла – вдп. Джурла – Шан-Кая – Босна – Хапхал

23.08.04

10-00. За поляной на т/с Джурла, слева от дороги, пошли по маркированной красным тропе к водопаду. Узкая тропинка идет через лиственный лесок, внизу шумит река, противоположный берег – Юркины скалы. В одном месте тропа раздваивается без маркировки, и хотя водопад слева, нам нужно двигаться вправо к более удобному спуску к водопаду. Проходим полянки в окружении сосняка, вот и водопад.

11-00. Пробыв у водопада минут 15, отправились дальше. Это последняя запись в блокноте :). По левому борту водопада - каменистый пригорок, на нем начинается тропа к Джур-Джуру. Тропа натоптана, без переживаний можно по ней идти, придерживаясь правила «чтоб сильнее и ширее натоптано было». Идти не тяжело, небольшие подъемы и спуски, «приятственный буковый лес» - форумчанин GAP прав :). Грибов море, решаем собирать только боровики, как самых выносливых в плане транспортировки в кульке. Был один крутой спуск за Шан-Каей, встретился родник с вкусной водой - отличная прогулка получилась.

14-00 или начало второго… начались наши приключения. По нашим подсчетам где-то через пару часов прогулочного шага (максимум), мы должны были быть возле Джур-Джура. Мне конечно хотелось побывать в верховьях Хапхала, но этот случай…даже не знаю как назвать. Решив, что маркировка на дереве – наша, свернули с основной дороги и отправились по тропе. Круто карабкались, часа 1,5. Грибы нас сбили окончательно, Таких мы в жизни не видели, увлеклись…Мысль, о том, что «мы уж очень влево идем и совсем не полого…», конечно посещала, но очередная поляна боровиков отвлекала от нее :). Ближе к яйле начался дождь, а когда тропинка выскакивала из леса на открытые участки (заметьте – маркировка не терялась, синяя…) нас поливало что было сил. Дождевики спасали только верх, ноги вмиг захлюпали в обувке, гром гремит, туман лезет, дождь в лицо хлещет – какая гадость…

Наконец мы выбрались на яйлу, дождь остался позади, пошли дальше по тропе, слева наверху разглядели триангулятор – если честно, от корней волос до кончиков пальцев мурашки пошли в тот момент…достаем карту, компас – здравствуй Босна! По тропам и примятой колесами траве вышли к верховьям Хапхала…

Недавно мне попалось описание, в котором ребята от вдп. Джурла шли к Джур-Джуру по какой-то верхней тропе и к своему удивлению оказались тоже недалеко от Босны, им хоть высоту не пришлось набирать в отличие от нас…но приключений им выпало не меньше :).

16-00 или начало пятого… Начинаю вспоминать, что я читала про ущелье Хапхал, опять шкура мурашками покрылась – ничего хорошего. Хапхал - в переводе «волчья пасть», по всему краю ущелья торчат скальные зубы, будто волк пасть раскрыл…сплошные отвесы…внизу Генеральское, виды обалденные, но всё сквозь слезы и дымку :).

На карте обозначен спуск, идем к нему, в надежде на то, что мы как-нибудь догадаемся, где спускаться…идти пришлось прилично, боясь пропустить спуск, мы обреченно подходили к краю, уже готовые на спуск в любом месте. Тропа все сделала за нас, медленно пошла в лесок на спуск. На спуске моя норма передвижения кончилась – жутко разболелось колено на левой ноге. А теперь представьте тропу уходящую круто вниз и размытую в грязь дождем. Грязевой слалом! Не помогал даже обход крутых поворотов по лиственным склонам - листья с грязью тоже скользили, а мы падали и, вымазавшись, вставали, потом опять падали, кОтились, растягивались в шпагат, я даже спускалась на четвереньках животом кверху :))) и все это в купе с несгибаемым (или сгибаемым, но с диким ором) коленом и передвижением в связи с этим левым боком вперед (я правша). Наконец мы спустились к Улу-Узени. Отсюда тропа идет вдоль русла, уже не падает под сильным углом, но скользит по-прежнему. Река полноводная, красивая, эх, лишь этой красоте важен уклон – сколько водопадиков, каскадов, шумит, журчит…

Около 20-00. Темнеет. Встречаем ребят располагающихся на ночевку. Узнаем что до Джур-Джура еще час в хорошем темпе. Недалеко от них мы нашли еще одно оборудованное кострище и полянку. Так приятно было видеть костер соседей в темноте - мы не одни в ущелье. В темноте ставили палатку, собирали дрова и разжигали костер. Дров здесь оказалось много, но от сырости костер не получался. Сначала в ход пошла обложка от моего блокнота, затем чистые листики…а за ними и раритетные записи из Черноречья и Чатырдага… Денис уже начал посматривать на карту :), но костер разгорелся.

Еда еще оставалась, вода в 10 метрах, костер горит, батарейки в фонарике новые, сухая одежда и сменная обувь есть, чай с лимоном в кружке – ну что еще нужно туристу для счастья? Вот такие уставшие и счастливые мы, прижавшись друг к дружке просидели у костра до полуночи. Шум Улу-Узени не меньше Черной будет, будто второй раз в каньоне ночевали – гул нестерпимый. Сквозь кроны деревьев сверкало зарево от молнии, доносились раскаты грома, но дождя не было.

Хапхал – Джур-Джур – Генеральское – Солнечногорское

24.08.04.

Утро было ясное (насколько это возможно в лесу) и приятное, валялись долго, вставать не хотелось. Устроили помывку в Улу-Узени, а кто-то внизу в ваннах молодости плескался :))). В гости к нам зашла группа ребят – поднимались снизу, собрались на Демерджи. Обувь Дениса, показанная для устрашения, их не испугала. Долго не могла себе простить, что не отговорила их весь маршрут за один день проходить - налегке они были и карта неважнецкая у них была (надо было нашу отдать, все равно не нужна была и потрепалась изрядно).

Отправились в путь, тропа не хотела нас радовать - скользко. А еще притоки на пути добавились – опять обходить. В одном месте тропа пришла в тупик. Все время мы шли по правому борту реки, но уже некоторое время наблюдали хорошую тропу по левому. Переправились в брод, вода ледяная. За час мы действительно дошли до ванн молодости, преодолев перед самой верхней скальный выступ.

Экскурсий масса. Тяжело привыкать к такому количеству людей :). Через полчаса мы были у Джур-Джура. Немного потоптавшись на смотровых площадках, отправились в цивилизацию. Полчаса понадобилось чтобы спуститься в Генеральское. Сразу сели в экскурсионный автобус отходивший в Судак и доехали до Солнечногорского 2х3 грн.. После обеда наползли жуткие тучи, гром, дождь… как там те ребята?

Маршруткой до Симфа - 2х20 грн. Подумав, позвонили брату, чтобы он нас забрал, бензин – по себестоимости, скоростной серпантин и ветерок - даром. Боровиков собран и доставлен маме целый кулек - насушена почти полная 3-хлитровая бутыль. Зимой буду есть :).

Для наглядности наша боевая Карта Демерджи и Хапхала (1000x780, 388517 байт ), на ней синим цветом отмечен этот маршрут.